Скидка на справки Скидка на ночные КТ и рентген

Щитовидная железа. Зоб

Щитовидная железа  — хрупкий орган, чаще всего страдающий от влияния окружающей среды, стрессов, переутомления и др. факторов.При малейших отклонениях в здоровье не откладывайте визит к врачу.

Если вы:

• нащупываете припухлось или узел в передней области шеи (здесь расположена щитовидная железа),
  • замечаете изменения в свох глазах (они словно расширены от удивления),
  • вы стали беспричинно раздражительны или, наоборот сонливы,
  • если у Вас беспричинно набирается или исчезает вес,

Вам нужно исключить заболевание щитовидной железы. Запишитесь к эндокринологу сейчас. Своевременное лечение щитовидной железы способно предотвратить развитие осложнений и избавить от многих бед.

Диагностика и лечение заболеваний щитовидной железы в медцентре "Столица"

• В нашей клинике Вам проведут исследование гормонов , сделают УЗИ щитовидной железы , осуществят диагностику на самом современном уровне.
  • Наши эндокринологи дадут исчерпывающую консультацию  — как поддержать здоровье щитовидной железы, уменьшить влияние вредных факторов и восстановить гармонию в организме. У нас вы сможете получить самое качественное лечение щитовидной железы.
  • Только в нашей клинике в лечении щитовидной железы (аутоиммунного тиреоидита) применяются методы экстракорпоральной гемокоррекции - самые современные технологии очищения крови, в том числе с использованием нанотехнологий.

Такое лечение позволяет удалить из кровотока антитела к щитовидной железе, подавить воспалительный процесс, улучшить кровообращение в атологически измененных тканях щитовидной железы, а также существенно снизить дозы применяемых лекарственных препаратов.

Гормоны щитовидной железы

Щитовидная железа вырабатывает тироксин ( T4 ) и трийодтиронин ( Т3 ) - важные гормоны, регулирующие обмен жиров, углеводов и белков в организме, сердечно-сосудистую деятельность, работу желудочно-кишечного тракта, половой системы, психические функции.

Выработку Т3 и Т4 регулирует тиреотропный гормон гипофиза (ТТГ). ТТГ стимулирует функцию щитовидной железы. Его выделение гипофизом уменьшается, если уровень гормонов щитовидной железы Т3 и Т4 в крови высокий, и наоборот, если щитовидка работает слабо и уровень её гормонов в крови снижен, то гипофиз вырабатывает больше ТТГ, чтобы стимулировать выработку Т3 и Т4 щитовидной железой. То есть ТТГ - своеобразный регулятор для гормонов щитовидной железы, и его уровень в крови может быть повышен или понижен в 30 и более раз.

Нормальный уровень ТТГ в крови свидетельствует о нормальной функции щитовидной железы.

Заболевания щитовидной железы

Заболевания щитовидной железы могут протекать с нарушением структуры и функции (с изменением гормонального фона).

Нарушение функции щитовидной железы

Нарушение функции щитовидной железы означает повышение ( гипертиреоз ) или снижение ( гипотиреоз ) выработки гормонов Т3, Т4, ТТГ.

Гипертиреоз Симптомы гипертиреоза (повышенной выработки гормонов щитовидной железы)

• повышенная раздражительность, бессонница,
  • тремор (дрожь) рук или всего тела,
  • общая слабость,
  • снижение веса при нормальном аппетите,
  • покраснение лица, повышенная потливость, плохая переносимость жары,
  • учащённое сердцебиение (тахикардия), нарушение ритма сердца,
  • повышенное артериальное давление,
  • расстройства стула, понос,
  • необязательно, но возможно:двоение в глазах, экзофтальм (пучеглазие)- характерное увеличение и выпячивание глаз, ощущение "песка в глазах".

Гипертиреоз в молодом возрасте развивается чаще всего при базедовой болезни, или иначе говоря, при диффузно-токсическим зобе. Так называется состояние, при котором в результате нарушения регуляции значительно повышается выработка гормонов щитовидной железой.

Гипертиреоз у пожилых людей обычно развиваетсяв при развитии автономии щитовидной железы, когда вся железа или её часть выходят из-под контроля и начинает работать слишком активно.

Гипотиреоз Симптомы гипотиреоза (пониженной выработки гормонов щитовидной железы)

• снижение двигательной активности,
  • слабость, сонливость,
  • нарушение концентрации внимания и замедление мышления,
  • зябкость,
  • влажные бледные кожные покровы,
  • увеличение веса тела, ожирение,
  • отёки,
  • повышение уровня холестерина в крови,
  • редкий и слабый пульс,
  • запор,
  • нарушения потенции.

Гипотиреоз – обычно следствие аутоиммунного тиреоидита. При аутоиммунном тиреоидите организмом вырабатываются специфические антитела против ткани щитовидной железы, вызывающие её хроническое воспаление и – как результат - понижение функции, снижение выработки гормонов.

Нарушение структуры щитовидной железы

Изменения структуры ткани щитовидной железы встречаются гораздо чаще, чем нарушения её функции. Железа может быть увеличена в размерах , в ней могут сформироваться узлы или полости, наполненные жидкостью ( кисты ).

Изменение структуры прекрасно диагностируется при УЗИ щитовидной железы. Нередко увеличение размеров щитовидной железы явно видно даже на глаз или на ощупь. Но гораздо точнее и правильнее определять объем щитовидки при ультразвуковом обследовании (УЗИ щитовидной железы). Объём щитовидной железы больше 18 мл у женщин и более 25 мл у мужчин оценивается, как диффузное увеличение железы. Тогда говорят о диффузном зобе. Диффузном - значит равномерно увеличеннном, без локальных уплотнений - узлов. Если же в увеличенной щитовидке определяются узлы, то говорят об узловом зобе. Узлы могут развиться и в нормальной по размеру щитовидной железе.

Следующий обязательный этап - определение клеточного строения узлов щитовидной железы. Ведь узлы могут состоять из клеток, продуцирующих гормон, а могут развиться из прослойки соединительной ткани. В последнем случае узлы будут, а изменений гормонального фона - нет. Но самое главное, при клеточном исследовании необходимо исключить злокачественный характер узлов, то есть рак щитовидной железы.

Для клеточной ( цитологической ) диагностики проводится тонкоигольная пункционная биопсия узлов щитовидной железы. Этот метод дает весьма высокую достоверность диагностики - 90-95%. Под контролем УЗИ тонкой иглой прокалывают узел. Затем из иглы извлекают ткань, из которой состоит узел щитовидной железы, и специалист – гистолог ( цитолог ) исследует образец под микроскопом.

Если выявлен рак щитовидной железы , лечением пациента занимается онколог . Обычно требуется операция. Именно хирургическое лечение рака щитовидной железы дает наибольшую вероятность положительного прогноза для пациента.

Если по результатам биопсии рака не выявлено , это, к сожалению, ещё не гарантирует отсутствие злокачественных клеток, в других участках узла. Поэтому узел щитовидной железы всегда оценивается, как опасный в онкологическом смысле объект. За состоянием узла необходимо наблюдать опытному врачу-эндокринологу, раз в полгода-год проводить УЗИ щитовидной железы. Если узел щитовидки начинает расти, его лучше удалить. Только полное гистологическое исследование удаленного узла сможет дать точный ответ, были ли в нём раковые клетки.

Узлы щитовидной железы могут продуцировать избыток гормонов и тогда возникает тиреотоксикоз ( гипертиреоз ). Если наоборот, узлы замещают нормальную ткань щитовидной железы, то выработка гормонов снижается, и развивается гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Чаще всего узлы значимо не влияют на выработку гормонов, и уровень Т3, Т4 и ТТГ сохраняется в пределах нормы.

Щитовидная железа и бесплодие, невынашивание беременности

• Гипотиреоз и гипертиреоз могут стать причиной задержки полового развития, нарушения менструального цикла, отсутствия овуляции, женского бесплодия.
  • Беременности на фоне гипотиреоза может осложниться развитием анемии, позднего токсикоза, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы. Возможны преждевременная отслойка плаценты, послеродовые кровотечения.
  • Тиреотоксикоз во время беременности повышает опасность самопроизвольного выкидыша, развития гипотрофии плода (низкой массы тела), пороков развития.

Для синтеза гормонов щитовидке необходимо достаточное количество поступающего с пищей йода . Суточная потребность в йоде – около 150 мкг . Если йода поступает мало (менее 100 мкг/сут) может снизиться количество вырабатываемых тиреоидных гормонов и развиться гипотиреоз. Низкий уровень гормонов Т3 и Т4 в крови приводит к увеличению выработки ТТГ (тиреотропного гормона) – таким образом гипофиз пытается подстегнуть щитовидку к усилению выработки тиреоидных гормонов. Избыток ТТГ вызывает сначала диффузное увеличение щитовидной железы в размерах (развивается эндемический , или йоддефицитный зоб ), а в дальнейшем – развитие узлов ( узловой зоб ).

Прием препаратов йода в районах, где ощущается недостаток йода в пище, предупреждает развитие зоба. Особенно важно проводить подобную профилактику увеличения щитовидной железы молодежи и беременным женщинам. Во время беременности потребность в йоде увеличивается.

Однако важно не перегнуть палку. Бесконтрольный прием йодосодержащих препаратов, несоблюдение рекомендуемых доз, может оказать негативное влияние на здоровье, на развитие плода, а в пожилом возрасте вызвать развитие автономии щитовидной железы (её неконтролируемой активности).
Препараты йода и их дозировку должен подбирать врач-эндокринолог.