Ушной шум

В обстановке абсолютной тишины у совершенно здоровых людей может возникать шум или звон в ушах. Он объясняется восприятием движения крови по мелким кровеносным сосудам внутреннего уха (так называемый физиологический шум).

Болезненный (патологический) шум развивается в связи с неравномерностью притока крови к слуховому нерву или с раздражением его при заболеваниях среднего или внутреннего уха, хронических отравлениях свинцом, мышьяком, ртутью, алкоголем, никотином, при гипертонической болезни, гипотонии и др. Обычно одновременно с шумом в ушах имеется понижение слуха, причем сила шума увеличивается параллельно снижению слуха. Однако при глухоте шум, как правило, прекращается. Усиление (или появление) шума может наблюдаться при колебаниях артериального давления при значительном психическом возбуждении, физическом напряжении, переутомлении. Иногда шум временно возникает в период беременности и климакса. При возникновении шума следует обратиться к врачу, т. к. он часто бывает единственным и сравнительно ранним проявлением заболеваний уха и сердечнососудистой системы. Если шум в ушах возникает у беременных женщин, то они должны незамедлительно сообщить об этом врачу женской консультации, т. к. его появление может свидетельствовать о неустойчивости артериального давления и быть ранним предвестником токсикоза беременности.

Причиной его возникновения могут быть : отложения ушной серы; повреждение барабанной перепонки; такие заболевания внутреннего уха, как отосклероз или болезнь Меньсра; прием таких лекарственных веществ, как аспирин и хинин, а также дефекты развития слухового нерва или нервов, соединяющих его с головным мозгом.

Ушной шум может быть симптомом ряда заболеваний, таких как :

• заболевания среднего уха (отосклероз, отиты, патология слуховой (Евстахиевой) трубы и др.);
  • заболевания внутреннего уха (сенсоневральная тугоухость, болезнь Меньера, перилимфатическая фистула);
  • патология слухового нерва (невриты, невриномы, воздействие ототоксических препаратов);
  • сердечно-сосудистые заболевания (патологические изменения сосудов головы и шеи, атеросклероз, изменения реологических (вязкостных) свойств крови);
  • патология височно-нижнечелюстного сустава;
  • эндокринная патология, болезни обмена веществ, последствия стрессовых воздействий и т.д.
Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов:

Специалист нашей клиники поможет Вам избавиться от инфекции с помощью антибиотиков. Но большинство случаев появления звона в ушах не поддаются лечению. С помощью описываемых ниже приемов Вы можете в некоторой степени ослабить эти неприятные ощущения.

Не принимайте больших доз аспирина. Люди, страдающие артритами, должны взять себе на заметку, что слишком большие дозы аспирина могут привести к усилению шума в ушах. Врачи не могут дать объяснения этой зависимости. От одной или двух таблеток аспирина Вам не станет хуже. Но если Вы принимаете восемь или десять таблеток аспирина в день, то Ваши проблемы, возможно, частично связаны с этим.

Перестаньте курить. При появлении шума в ушах у Вас становится на одну причину больше, чтобы бросить курить. Никотин, содержащийся с сигаретах, действует как стимулятор. Он приводит в состояние возбуждения слуховой нерв внутреннего уха.

Ограничьте количество употребляемой соли. Избыток соли в пище приводит к задержке жидкости в организме, в том числе и в ухе. Эта жидкость может вызывать отек и давление на орган слуха. В результате возникают шум в ушах, снижение слуха и головокружения.

Сократите употребление кофеина. Кофеин как вещество со стимулирующим действием усиливает звон в ушах.

Избегайте громких звуков, поскольку они усиливают звон в ушах. Если Вы не можете устранить шум, то носите хотя бы наушники.

Попробуйте заглушить шум в ушах. Многие люди отмечают то, что у них исчезает шум в ушах, когда они моются под душем. Коль скоро шум воды обладает таким действием, некоторые врачи рекомендуют пациентам записывать на магнитную ленту звуки воды, проходящей сквозь воронку, и слушать ее перед сном или в ситуациях, когда им нужно добиться облегчения.

Попробуйте использовать биологическую обратную связь. Людей, страдающих звоном в ушах, при проведении одного исследования обучали технике биологической обратной связи. Существует зависимость между стрессом и усилением звона в ушах. Нельзя сказать, что биологическая обратная связь помогает всем, но для некоторых людей она оказывается успешным лечением. Во время сеанса биологической обратной связи на тело человека накладываются электронные датчики. Они измеряют выраженность реакций на стресс по таким показателям, как частота сердечных сокращений, потоотделение и напряжение мышц. Овладев техникой релаксации во время таких сеансов, Вы сможете уменьшить звон в ушах.

Используйте приборы для маскировки шума. Некоторые предприятия электронной промышленности выпускают недорогие приборы, которые создают так называемый "белый" шум.

Избавьтесь от ушной серы. Если причиной возникновения шума в ушах является пробка из ушной серы, то этим явлениям можно положить конец, применяя ушные капли типа "Ремо-вакс". Перед тем, как применять эти средства, неплохо показаться врачу, чтобы убедиться в отсутствии инфекции.

Принимайте средства для устранения тревоги. Во время психологического обследования у 76% лиц, страдающих звоном в ушах и принимающих по назначению врача лекарственные средства, снижающие уровень тревоги, отмечалось улучшение состояния.

Иногда возникающий шум в ушах связан не с заболеванием самого уха, а с патологией системы слухового нерва. Нередко такое случается на фоне повышенного артериального давления и дефицита мозгового кровообращения.

Следует пройти обследование:

1. Консультация врача невролога.
  2. Компьютерная томография височных костей (исключит некоторые структурные нарушения).
  3. Исследование слуховых соматосенсорных вызванных потенциалов (покажет функцию системы слуховых нервов).

Далее, исходя из результатов исследований, могут быть назначены биохимические анализы крови, допплеровское исследование сосудов головы и шеи и некоторые другие исследования. Все это позволит установить наиболее вероятную причину шума. И, конечно, исходя из данных обследования, будет назначено наиболее эффективное лечение.